Международно-правовые инструменты
Подробная информация находится на этой странице.
Практика урегулирования инвестиционных споров
Подробная информация находится на этой странице.
Консультации
Подробная информация находится на этой странице.

Лабин Дмитрий Константинович
Главная страница - Иностранные инвестиции

Иностранные инвестиции

Гарантии прав инвесторов по международным инвестиционным соглашениям

  • полная защита и безопасность инвестиций
    Практическая значимость этого положения заключается в том, что принимающее государство, предоставляя полную защиту и безопасность инвестициям, берет на себя обязательство компенсировать инвестору любой ущерб, причиненный неправомерными действиями или бездействиями официальных властей.


  • справедливое и равное отношение
    Принимающее инвестиции государство обязуется воздерживаться от принятия неоправданных или дискриминационных мер, которые могли бы нанести ущерб управлению и пользованию капиталовложениями, их содержанию, передаче, преобразованию или ликвидации.


  • режим наиболее благоприятствуемой нации
    Принимающее инвестиции государство посредством режима НБН обеспечивает самую эффективную защиту инвестициям, какую оно могло бы предоставить инвестициям из любого третьего государства.


  • национальный режим
    Принимающее государство обязуется относиться к иностранным инвесторам и их инвестициям не хуже, чем к собственным хозяйствующим субъектам.


  • право на репатриацию дохода и капиталовложений
    Инвесторам гарантируется право беспрепятственно выводить за границу принимающего государства доход и свои активы. Однако принимающее государство может ограничивать это право, но на временной основе и только в строго установленных международным договором случаях.


  • защита от экспроприации собственности иностранного инвестора
    Национализация таит в себе самую опасную угрозу иностранным инвестициям. В настоящее время в международном праве признается право государства национализировать иностранную собственность на своей территории в исключительных случаях. Общепризнанными условиями изъятий иностранной собственности являются недискриминационный характер подобных действий, которые совершаются в общественных интересах и с обязательной выплатой компенсации. Указанные выше условия содержатся в подавляющем большинстве двусторонних инвестиционных соглашений. Национализация, в основе которой лежат дискриминационные подходы, является незаконной.


  • компенсация за изымаемую собственность
    Вопрос компенсации за изымаемую собственность носит наиболее спорный характер. Страны-экспортеры капитала, в частности индустриально развитые государства стоят на позиции "быстрой, адекватной и эффективной компенсации" в случае национализации собственности иностранного инвестора, т.е. выплаты компенсации реальной стоимости изъятой собственности. Развивающиеся страны коллективно выработали иной подход к решению этой проблемы. На взгляд данной категории стран, иностранный инвестор в случае национализации его собственности вправе рассчитывать на получение "надлежащей компенсации". Согласно такой концепции государство при определении размера компенсации вправе применять в расчетах ряд коэффициентов, влияющих на размер компенсации, к числу которых относятся, например, размер полученной иностранным инвестором прибыли от деятельности на территории государства, период времени, в течение которого извлекалась прибыль, а также некоторые другие факторы, влияющие на определение размера компенсации. Среди развивающихся стран популярной является точка зрения, что юрисдикционные органы государства, принимающего инвестиции, должны в последней инстанции определять размер денежной компенсации.


  • суброгация
    Большинство современных двусторонних инвестиционных договоров предусматривают возможность государства, произведшего платеж инвестору на основе гарантии от некоммерческих рисков в связи с его капиталовложением на территории другого государства, осуществлять в порядке суброгации права инвестора в том же объеме, что и инвестор. Иными словами, после выплаты страхового возмещения инвестору к государству, являющемуся отечественным для него, переходят все права требования по искам к государству, принимающему инвестиции. Указанные права осуществляются в соответствии с законодательством последнего государства. Для государств-членов Всемирного банка действует Конвенция 1985 г. о Многостороннем агентстве по гарантированию инвестиций (МАГИ). Более 160 государств, в т.ч. и Россия, присоединились к Конвенции. МАГИ осуществляет свои функцию посредством правовых инструментов страхования политических (некоммерческих) рисков в развивающихся странах инвестирования путем предоставления долгосрочных гарантий частным инвесторам и кредиторам.


  • урегулирование споров
    Споры между принимающим государством и иностранным инвестором подлежат рассмотрению в независимом международном арбитраже, решения которого обладают обязательной юридической силой для сторон. Подавляющее большинство подобных споров рассматриваются в соответствии с Регламентом МЦУИС или ЮНСИТРАЛ.

4 из 4

На предыдущюю страницу
рабочий телефон электронная почта
+ 7 (495) 556-22-42 dmitry@labin.ru